18.01.2012

Павел Шехтман - Стыдно

Никогда не бывал ни на каких оргкомитетах – и вот опять... Побывал на сборище, которое мне анонсировали как оргкомитет шествия 4 февраля. Вернулся с чувством... трудно даже определить одним словом, каким. Это было смешанное ощущение стыда, бешенства, отчаяния и отвращения. Скажи мне кто-то еще вчера, что оппозиционная кухня выглядит именно ТАК, – не поверил бы. Счел бы человека, говорящего это, злопыхателем и клеветником.

Понимаю, что и читатель, за кулисами не бывавший, верить не обязан и может решить, что я по своим экстремистским симпатиям клевещу и злопыхаю на честных и разумных героев нашего гражданского общества, причем на всех разом - от Удальцова до Тора и Крылова. Но все-таки постараюсь по возможности адекватно описать собственные впечатления (полностью адекватно, увы, не получится, ибо тогда текст изобиловал бы ненормативной лексикой).
Во-первых, именно о шествии говорили менее всего. То есть, собственно, вообще не говорили. А когда один из участников упомянул о каком-то оргкомитете, который-де и будет согласовывать и решать, «если, к примеру, митинг перенесут с Манежной на Болотную», - защемило под ложечкой. Точки над i были расставлены, когда в кулуарах сказали, что шествия не будет, потому что его Путин не разрешил.

А что же обсуждали на собрании?
О, очень важные вещи. В муках, в спорах до хрипоты, рожали очередную мертворожденную структуру, которую не мудрствуя лукаво назвали «Гражданским движением». Обсуждали формулировки учредительных документов, с пеной у рта спорили о числе и названии секторов, голосовали, переголосовывали, снова переголосовывали (это не фигура речи, а факт), при этом обвиняли ведущего Илью Пономарева в подтасовке голосования и награждали его званием почетного волшебника.

На пятом часу этого праздника демократии я ушел. После моего ухода, говорят, выступил Сергей Аксенов, предлагал максимально расширить круг заявителей митинга за счет гражданских активистов и представителей всех сил – его предложение Илья Пономарев даже не поставил на голосование. Да и зачем? Как выясняется, митинг будет организовывать некий никем не выбранный оргкомитет из 14 человек, он и будет определять состав заявителей и все прочее, и не наше это холопское дело – рассуждать о митинге и тем более выступать его заявителями. Куда позовут, туда и придем.

Кстати, об учредительных документах. Они были составлены в замечательно обтекаемых выражениях, особенно манифест Гражданского движения, который весьма демократично принимали без обсуждения. Манифест был составлен так, что его подписал бы и сам Путин. В самом деле, сообщалось, что участники выступают против узурпации власти, цензуры, подтасовок выборов – но разве Путин когда-то выступал за узурпацию власти, за цензуру, за подтасовки? Чего-то не припомню, чтобы он заявлял подобное! Имя Путина, впрочем, в документах почти не упоминалось, зато вновь много говорилось о «честных выборах».

В конце концов, это уже становится скучно. Ребята вышли на согласованный митинг и не потребовали ни отставки и отдачи под суд Путина, ни люстрации, а всего лишь малой малости – чтобы жулики, воры и бандиты играли по официально признаваемым ими же самими правилам. Ребят послали. Ребята снова вышли на согласованный митинг и снова потребовали того же – их снова послали. Ребята в третий раз выйдут на согласованный митинг... в четвертый... в двадцать пятый раз... Впрочем, до двадцать пятого раза дело не дойдет, можете не сомневаться. И вовсе не потому, что Главный Жулик убоится людей, не смеющих нарушить полицейские запреты и выйти за пределы нарочито отведенного загончика. 
Просто рано или поздно людям надоест слушать одни и те же речи и принимать одни и те же резолюции, и они либо перестанут ходить на митинги... либо пойдут наконец шествием на Кремль, найдя себе для этого новых вождей и послав на все буквы алфавита тех, кто сейчас под разговоры о хомячках и пингвинах (приватно), блаженствах «мирной эволюции» и недопустимости «кровопролития» (публично) сливает протестную энергию.

0 коммент.:

Отправить комментарий